В нынешнем виде для работы системы планирования нужно два условия:
- Собрать и указать нормировки изделий.
- Заполнить график работы участков и сотрудников.
Далее мы покажем, как работать с основными видами отчетов по планированию — это отчеты по загрузке участкам, срез по клиентским заказам и т.д.
Подготовительный этап. Нормировки #
Планирование производства начинается со сбора нормировок изделий, то есть выяснения времени выполнения операций.
См. Подробнее: Как собрать нормировки изделий.

Основной этап. Заполнение графика работы #
Переходим в модуль Производство — расписание участков. Это график работы каждого производственного участка.
Чтобы система планирования работала и четко выполняла свою функцию, мы должны его заполнить и поддерживать в актуальном состоянии.
См. Подробнее: Расписание участков
Работа с таблицей «Все заказы» #
Все производственные заказы отображаются в главной рабочей таблице модуля Производство → Все заказы.
Настройка таблицы #
Нажмите на значок шестерёнки, чтобы выбрать только нужные столбцы и упростить визуальное восприятие данных.

Включённые столбцы появляются в конце таблицы — при необходимости их можно перетянуть в нужное место. Просто нажмите на шестеренку, зажмите строку и перетащите, формируя нужный порядок колонок.
Также можно настроить ширину столбцов, зажав границу и потянув в нужную сторону.

Далее переходим в основную таблицу, где рассмотрим основные нововведения.
Работа с таблицей #
Ключевые поля, необходимые для работы с таблицей:
- Приоритет. Производственные заказы (ПЗ) сортируются по уровню приоритета.
- КЗ и ПЗ — клиентский заказ и производственный заказ.
- Позиция — наименование производимого изделия.
Приоритет выполнения заказов #
Приоритет — это очередь заказов на производстве. В карточке любого заказа можно установить приоритет выполнения от 1 до 100. Чем меньше цифра, тем выше приоритет. По умолчанию ко всем новым заказам устанавливается приоритет равный 100. В дальнейшем он изменяется вручную, например руководителем производства.
Как редактировать приоритет #
Есть два способа:
- Кнопка «редактировать приоритет»
- Заполнение строчки «приоритет» в карточке заказа
Несколько заказов с одинаковым приоритетом сортируются по дате создания.
Важно! Приоритет напрямую влияет на план. При его изменении автоматически пересчитывается весь план производства, так как очередь заказов имеет ключевое значение при построении плана. Заказы выполняются именно в порядке приоритета.
ПЗ и КЗ #
Далее идут аббревиатуры ПЗ и КЗ.
- ПЗ — производственный заказ
- КЗ — клиентский заказ
У одного клиентского заказа (КЗ) могут быть несколько производственных заказов (ПЗ), это нормально. Система позволяет отслеживать, какие ПЗ относятся к какому КЗ.
Крайний срок #
Дедлайн по КЗ. Данная дата чаще всего идет в договор контрагента. Это дата, к которой нужно закрыть все обязательства, в крайнем случае — перенести ее. В системе ее устанавливает менеджер в карточке заказа клиента.
Прогноз #
Расчетное время завершения производственного заказа. Выставляется автоматически на основании расписания участков. Если заказ в производстве, а дата не выставлена — необходимо заполнить расписание участков. Чем точнее мы указали нормировку и расписание работы участков, тем точнее прогноз.
Когда крайний срок не соответствует прогнозу, ячейка прогноза горит красным.

Если для одного заказа количество необходимых часов превышает емкость одного дня, то остаток переносится на следующий рабочий день.
Если участка два и более #
Общее количество заказов равномерно распределяется по всем участкам. В случае, если один или несколько участков выходят из строя, мы должны отобразить это в калькуляторе, проставив на все дни простоя нули и сохранив расписание. Заказы с неработающего участка автоматически перераспределятся на активные участки.
Настройки планирования #
В основном модуле «Настройки» главного меню erp системы, в разделе «Планирование» есть три основные настройки функционирования данного модуля.
Рассмотрим каждую настройку подробнее.
1. Обновлять план при передаче ПЗ в производственный статус
Если галочка включена — при смене статуса ПЗ на «В производстве» план обновляется автоматически. Это удобно, если план всегда должен быть актуален. Но может сбрасывать ручные правки — например, при работе с техкартами. Поэтому рекомендуется использовать с осторожностью.
2. Включить сменно-суточные задания в панели производства
Система сама будет добавлять задания на текущую смену, ориентируясь на план. Если галочка снята — задания можно задавать вручную.
3. Включить буфер между участками +1 день
По умолчанию буфера между участками нет. Как только первый этап заканчивается, второй сразу начинается, после первого.
При включении этой опции система добавляет 1 день между завершением одной операции и началом следующей, вне зависимости от временного промежутка между операциями. Это полезно, если нужно учесть время на перемещение деталей, переналадку оборудования и т.п.
Планирование #
Основной отчет модуля Планирование. Чтобы работать с этим отчетом, сначала нужно выбрать нужный участок в верхнем правом углу. В выпадающем списке участки также идут строго по очереди, как в справочнике и на производстве.
В таблице отображается график загрузки именно выбранного участка. Обратите внимание — в верхней части таблицы в каждой ячейке на верхней строчке указана дата, а на нижней — емкость расписания в часах. Выходные дни выделены светло-серым цветом.
Переход изделия между участками #
Для каждого участка действует правило +1 дня (если включить в настройках планирования). То есть, как только изделие вышло с одного участка, на другом оно появится только на следующий день. Это также заложено в логике планирования, как буферное время для физического перемещения деталей от одного участка или помещения, к другому.

Загрузка участков #
В модуле производство, раздел «Загрузка участков» можно наглядно посмотреть текущее состояние всех участков: где заказов достаточно, где не хватает, а где их слишком много.
См. Подробнее: Загрузка участков

Загрузка участков позволяет видеть не просто до какого числа загружен отдельный участок, а еще и % его загрузки в каждый отдельный день. На основании этих данных мы можем, например, принять решение о переводе сотрудников с 1 участка на другой, подключении нового участка или закрытии лишнего.
План по заказам покупателей #
Следующий вид отчета — план по срезу заказов покупателей. Переходим в модуль CRM, раздел «Заказы покупателей — план» и находим таблицу, в которой отражены все наши клиентские заказы с контрольными сроками по ним.
См. Подробнее: Заказы покупателей — план



